УДК 159.9
Работа исследует взаимосвязь эмоционального интеллекта и учебной мотивации, опираясь на концепцию В.Г. Леонтьева о проактивной природе мотивации. Центральный тезис – неразрывная связь между этими двумя понятиями, основанная на способности к осознанию и регуляции эмоций. Анализ влияния эмоций на учебу показывает, что позитивные эмоции усиливают мотивацию, а негативные – выступают деструктивными факторами. Развитый эмоциональный интеллект помогает учащимся управлять эмоциями, справляться со стрессом и трудностями, способствует эмпатии и сотрудничеству. Подчеркивается корреляция между уровнем эмоционального интеллекта и мотивацией. Навыки эмоциональной саморегуляции важны, так как негативные эмоции снижают концентрацию и интерес к учебе. Педагогам следует учитывать эмоциональное состояние учащихся. Анализ исследований подтверждает прямую корреляцию: учащиеся с высоким эмоциональным интеллектом демонстрируют лучшие социальные навыки, эмпатию и мотивацию. Рекомендуется внедрять программы развития эмоционального интеллекта. Отмечается влияние возраста и пола: эффективность обучения коррелирует с возрастом, девочки показывают более высокие показатели эмоционального интеллекта, особенно в социальных компетенциях, мальчики – в внутриличностном интеллекте. Наблюдается снижение показателей с возрастом. В заключении автор делает вывод о тесной взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и учебной мотивацией у младших школьников. Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует формированию устойчивой мотивации, повышает эффективность усвоения знаний и создает благоприятный психологический климат. Подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к развитию эмоционального интеллекта с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Разработка и внедрение программ, направленных на формирование эмоциональной саморегуляции, эмпатии и социальной компетентности, представляется важным направлением современной педагогики для повышения качества образования и личностного роста учащихся.
эмоциональный интеллект, учебная мотивация, младший школьный возраст, эмоциональная регуляция, эмпатия, образовательный процесс, гендерные особенности, эффективность обучения, познавательный интерес