УДК 371.7
В статье рассмотрен вопрос, связанный с патриотическим воспитанием младших школьников. Отмечено, что достойное будущее нашей страны немыслимо без сохранения и приумножения традиционных ценностей и идей, среди которых значимой была и остается идея патриотизма. Именно этой идее принадлежит важная роль в развитии российской государственности. Не случайно о значении патриотизма и патриотического воспитания неоднократно говорится на всех уровнях нашей государственности. Автором подчеркнуто, что в столь нелегкое для страны время важно задуматься о том, какое будущее ждет нас и наших детей, и приложить все необходимые усилия для того, чтобы уже новое, молодое поколение понимало важность сохранения традиций и ценностей нашего народа. В статье делается акцент на значимости у подрастающего поколения, в том числе и у младших школьников, таких качеств, как патриотизм, любовь к Родине и желание защищать свой народ и страну. Автор считает, что именно в младшем школьном возрасте открываются большие возможности для патриотического воспитания. От того, как будет воспитан младший школьник, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование активной жизненной позиции патриота и гражданина. В статье приводятся определения понятия «патриотическое воспитание» разных авторов, отмечается, что они все близки по своему содержанию. Подчеркнуто, что патриотическое воспитание осуществляется непосредственно как на уроках, так и во внеурочное время. Автор обращается к возможностям осуществления патриотического воспитания на такой дисциплине, как «Окружающий мир». Для определения уровня патриотической воспитанности у младших школьников была проведена исследовательская работа. За основу были взяты когнитивный и мотивационно-потребностный критерии и показатели патриотической воспитанности школьников, определенные В.И. Лутовиновым. В исследовательской работе использовались методика Н.Е. Щурковой «Незаконченное предложение» и методика Т.М. Масловой «Мое отношение к малой Родине». Было установлено, что большая часть обучающихся имеют хорошие и прочные знания о своем родном крае, его жителях и культуре, а также хотят и готовы узнать о нем еще больше. В заключении статьи автор делает вывод, что патриотическое воспитание должно осуществляться систематически на уроках по всем предметам образовательной программы.