УДК 159.9
В данной статье рассматривается проблема поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуации конфликта. Целью исследования является сравнительный анализ поведения в конфликте мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что конфликты являются неотъемлемой частью взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста, межличностные взаимоотношения между дошкольниками сложны и противоречивы. Специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться именно вдошкольном детстве. Автором было проведено эмпирическое исследование с использованием карты наблюдения за ребенком, методики Р.С. Немова «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» и проективной методики «Картинки» Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной. Результаты исследования позволяют увидеть, что преобладающим уровнем коммуникативных способностей и социальной компетентности в общении среди мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста является средний. Наблюдение также показало, что девочки наиболее склонны к сотрудничеству, нежели мальчики. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы: дошкольники используют разные стратегии поведения в конфликте, но все же среди девочек преобладает стратегия компромисса, а среди мальчиков-конфронтация. В качестве рекомендаций педагогам дошкольных образовательных учреждений автор предлагает целенаправленно учить ребенка разрешению конфликтов с использованием навыков общения и умения вести переговоры для получения взаимно выгодных результатов.
старший дошкольный возраст, детский конфликт, конфликтная ситуация, межличностные взаимоотношения, коммуникативные способности, стратегии поведения в конфликте