УДК 159.923.2
В данной статье рассматриваются особенности ценностной сферы подростков на этапе профессионального самоопределения. Автор исследует, какие ценности играют роль при выборе профессии, какие факторы влияют на формирование ценностных предпочтений подростков и какие стратегии помогают им в процессе профессионального самоопределения. Результаты исследования представлены в статье, которая может быть полезна для специалистов в области психологии, педагогики и семейного консультирования, а также для родителей и подростков, стоящих перед выбором профессии. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что выбор профессии осложнен большим разнообразием профессий, быстрым развитием технологий и изменениями на рынке труда. Успех в карьере теперь зависит не только от профессиональных навыков, но и от личностных качеств и мягких навыков, которые определяются ценностями человека. Целью исследования явились ценностные ориентации подростков, находящихся в старшем подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 13 подростков в возрасте 18 лет из разных городов, которые поступили в высшие учебные заведения и колледжи в 2024 году. Была использована методика Милтона Рокича «Ценностные ориентации», которая направлена на выявление ценностно-мотивационной сферы человека. Она позволяет определить отношение личности к себе, к миру, к окружающим, а также выяснить основные жизненные принципы и приоритеты. Результаты проведенного исследования показали разнообразие ценностных ориентаций подростков и несоответствие терминальных ценностей инструментальным. Подростки выделили как основной приоритет «здоровье» и «материально обеспеченную жизнь» в терминальных ценностях и «жизнерадостность» в инструментальных. Таким образом, исследование ценностной сферы подростков на этапе профессионального самоопределения имеет большое значение для успешного выбора профессии и достижения карьерных целей. Понимание собственных ценностей и их соответствие выбранной профессии помогут подросткам принять взвешенное решение и успешно реализовать себя в будущем.
профессиональное самоопределение, ценностная сфера, подростки, ценности, ценностные ориентации