УДК 37.032
Статья содержит результаты исследовательской работы, целью которой явилось определение вектора воспитания младших школьников с позиции гендерного подхода. В ходе анализа теоретической базы современных исследований актуализируется тот факт, что в педагогической литературе в настоящее время существуют два диаметрально противоположных подхода к гендерному воспитанию: с позиций отрицания гендерных стереотипов и, наоборот,возвращение к истокам культурно обусловленного традиционализма при развитии личности ребенка, когда учитываются традиционные роли мужчин и женщин в различных сферах жизнедеятельности. Автор принимает в качестве основы второй подход, детерминированность которого обуславливается современной социальной и общественной обстановкой в стране: необходимость решать ряд важных задач, которые могут быть достигнуты наилучшим образом, если в качестве базиса будет реализован гендернообусловленный потенциал российского общества. С этой позиции был проведен педагогический эксперимент в МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца», в котором приняли участие обучающиеся 3-го класса. Результаты реализованных методик («Кто я?» (автор М. Кун, Т. Макпартленд) для определения личностной самоиндефикаци младших школьников; теста «Нарисуй человека своего и противоположного пола» (автор К. Маховер) для выявления представления детей о человеке мужского или женского пола; опросника «Я женщина, мужчина» (автор Л.Н. Ожигова), направленного на диагностику осознаваемых и неосознаваемых гендерных установок личности) показали, что гендерная идентификация обучающихся, в целом, соответствует их половой принадлежности, но наблюдается стертость границ в понимании социальных ролей гендера. Данные показатели определили основные направления гендерного воспитания обучающихся как во внеурочной деятельности, так и на уроках различной предметной направленности, просветительскую деятельность с родителями по данной проблеме, реализованные в ходе опытного обучения.
воспитание, младшие школьники, гендерный подход, гендерная идентификация, гендерные роли