УДК 378
Университетские музеи, часто остающиеся недооцененными участниками образовательного процесса, могут являться источником инноваций в высшем образовании. На сегодняшний день их вклад в образовательную среду всё еще остается недооцененным как со стороны руководства вузов, так и обучающихся. В статье рассматривается значимость университетских музеев и проводится анализ их влияния на формирование творческого мышления и развитие креативных навыков студентов. Большое внимание уделено анализу роли университетских музеев в адап тации образовательных учреждений к требованиям современного общества. Пока- зано, что музеи – ключевые элементы образовательной среды, способствующие не только сохранению культурного наследия вузов, но и развитию творческих и научных навыков студентов. Выявлены проблемы, с которыми музеи сталкиваются в России: это ограниченное финансирование и недостаток внимания со стороны администра- ции и студентов. Основой анализа служит успешный пример Музея истории Россий- ского университета транспорта (МИИТ). Подробно описана разработанная специ- ально для этого музея концепция развития, подчеркивающая его стремление не про- сто хранить наследие, но и стать динамичным образовательным пространством. Проанализированы активности, которые МИИТ предпринимает для привлечения студентов, включая волонтерскую деятельность, участие в музейных проектах и научных исследованиях. Сделан вывод, что совместные инициативы музеев и универ- ситетов – практика для студентов, организация открытых лекций, выставок, внед- рение современных технологий – могут служить стимулом для творческого разви- тия студентов и обогащения их образовательного опыта. Это поможет улучшению качества высшего образования в России и подготовки студентов к жизни в совре- менном обществе.
университетский музей, критическое мышление, креативные навыки, образовательное пространство