УДК 372.881.161.1
В данной статье предпринята попытка дать полное и развернутое определение понятию «лексическая норма» с учетом современных языковедческих изыс- каний и работ прошлых лет. В результате исследования автор приходит к закономер- ному выводу о том, что под лексическими нормами речи можно понимать точность употребления слов согласно смыслу высказывания и уместности применения в рамках конкретной ситуации. На сегодняшний день особенно острое внимание приковано к тем языковым нормам, которые связаны с процессом общения, то есть лексическим. Владе- ние ими говорит о знании человека в области системных свойств слова и об умении ис- пользовать живое слово в нужной языковой ситуации. В рамках данной статьи автор обозревает практические наработки учителей России по обучению лексической норме учеников 8-9 классов в процессе подготовки к Основному государственному экзамену. Предметом рассмотрения становятся работы учителей русского языка и литературы школы № 568 (Москва) Т.А. Якушевой, МБОУ «Гимназия № 22» МО «Город Майкоп» Е.Н. Ли, педагога ГБУ ДПО Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.РУ» канди- дата филологических наук Н.В. Чушниковой. Анализ собственного многолетнего труда в области подготовки к ОГЭ позволяет педагогам и автору данной статьи сделать вы- вод о том, что работа по обучению лексической норме помогает решать основную за- дачу современной методики обучения русскому языку – формирование основных компе- тенций: языковой, лингвистической, коммуникативной. Главная цель всех педагогов за- ключается не только в успешной сдаче их учениками ОГЭ по русскому языку, но и в вос- питании личности, уважительно относящейся к родному языку, на высоком уровне вла- деющей письменной и устной речью.
лексическая норма, язык, Основной государственный экзамен (ОГЭ), методика обучения русскому языку