УДК 378.013.73
В данной статье поднимается тема ценностных оснований циф- ровой образовательной среды и их соответствие ценностным ориентирам совре- менной молодежи. Делается краткий обзор текущих научных источников, в которых в разных аспектах обсуждается ситуация внедрения в образовательный процесс цифровых технологий. Рассматриваются проблемы, связанные с цифровым «проры- вом» в высшей школе. Среди них отрицательное влияние современной технологиче- ской обучающей среды на здоровье обучающихся как физическое, так и психическое и недостаточная разработанность нормативно-правовой базы – основы правовой без- опасности учащихся. Особенно отмечается проблема, связанная с выстраиванием учебных отношений между преподавателем и студентами, которая связана с мини- мизацией непосредственного – живого – контакта между ними. Это ведет к сни- жению мотивации к обучению в целом, а также замедлению развития жизненно важных качеств и свойств личности, трансформации системы традиционных цен- ностей. Это трактуется как антропологические риски. Среди других антропологи- ческих рисков – развитие когнитивных и мыслительных функций психики в сторону алгоритмизации, что становится фактором трансформации творческой составля- ющей личности обучающегося и деформации ее проявления. Делается вывод, что, не- смотря на очевидные достоинства применения цифровой среды в образовательном процессе, среди которых оперативное получение профессиональных знаний, возмож- ность повысить уже имеющиеся знания без отрыва от производства, погружение молодых людей в цифровую среду предполагает серьезные антропологические риски. Прежде всего, они связаны с деформацией в сознании традиционных нравственных ценностей и характеристик личности в направлении «дегуманизации». Утвержда- ется, что возрождение в практическое применение принципов антропологической педагогики в цифровом образовании, ориентированной на развитие и воспитание ду- ховно-нравственных черт личности, ценность которых сохраняется в сознании мо- лодежи, может содействовать решению вопроса.