УДК 159.9
Статья посвящена проблеме эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. В данной работе внимание акцентируется на его особенностях у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Автор анализирует понятие эмоционального интеллекта с точки зрения разных подходов. Подчеркивается неравномерность развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте. В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей эмоционального интеллекта у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. В эксперименте использовались диагностические методики, разработанные М.А. Нгуеном: «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» для оценки уровня эмоциональной ориентации ребенка на данные сферы; «Три желания» с целью оценки эмоциональной ориентации ребѐнка на себя или на других людей и методика «Что – почему – как» для оценки уровня развития эмпатии. Результаты диагностики показали, что больше всего различия у мальчиков с девочками по компоненту эмоциональная ориентация, это говорит о том, что они лучше ориентируются на эмоции окружающих людей и лучше понимают свои эмоции. С целью установления достоверности различий между двумя выборками использовался статистический критерий U-критерий Манна- Уитни. Не было обнаружено статистически значимых различий в их ориентации на людей, объекты или эмоциональный мир, а также в проявлении эмпатии. Различия были выявлены только лишь по эмоциональной ориентации ребенка на свои эмоции или других людей в пользу мальчиков, то есть в данной выборке мальчики более чувствительны к эмоциональным проявлениям других людей.
эмоциональный интеллект, дети старшего дошкольного возраста, мальчики и девочки