УДК 159.9
В переходные и кризисные периоды возникают новые ценности, новые потребности и новые интересы, которые являются основой для формирования и трансформации личностных характеристик, т.е. для социализации в современном обществе. Ученые и практики пришли к мнению о важности коррекционных мероприятий для преодоления девиантного поведения подростков, о важности регулирования и контроля их поведения, особое внимание необходимо уделять обеспечению безопасности личности ребенка в ситуациях разрушения существующих культурных норм и моральных ценностей. В этой связи все более важным становится понимание того, какие социокультурные факторы, связанные с системными изменениями в российском обществе, оказывают наибольшее влияние на социализацию. Многие авторы склонны рассматривать социализацию в контексте коррекции девиаций, которые являются в некотором смысле нормативными для подросткового возраста. Социализация подростков «группы риска» связана с дезадаптацией и депривацией, которые проявляются в виде внутренних конфликтов, обусловленных отсутствием доступа к базовым жизненным ценностям в подростковом возрасте. Для того чтобы социализация подростков «группы риска» была успешной, и они вовремя нашли свою главную систему поддержки в семье, необходимо изучить особенности и трудности этой категории и обеспечить их участие в реальных социальных отношениях, что означает самореализацию в процессе социального взаимодействия. Важной частью проблемы социализации является усвоение норм и ценностей, определяемых обществом и его социальными институтами. А институтами максимально эффективными для социализации личности являются семья и учебно- воспитательное заведение, основной причиной появления отклоняющихся форм поведения возможно в некотором смысле связать с недостаточно качественной организацией коррекционно-профилактических мероприятий в образовательных учреждениях с привлечением ближайшего окружения дезадаптированного подростка.
социализация, аддиктивное поведение, девиантное поведение, группа риска, дезадаптация, современный подросток