Красова Полина Андреевна

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОВЛАДЕНИИ СИНТАКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

УДК 372.881.161.1

В работе рассматривается синтаксический строй речи как высший уровень языковой системы, на основе которого строится речевое взаимодействие. Актуальность выбранной темы определяется социальной значимостью культуры речи в формировании современной языковой личности и наличием негативных тенденций, проявляющихся в бедности грамматического строя речи. Именно на синтаксическом уровне обнаруживается тесная связь с важнейшими коммуникативными качествами – богатство и выразительность. Цель исследования – рассмотреть синтаксические средства выразительности на основе метода интеллект-карт для сознательного их использования и усвоения. Ментальные карты или карты ума были предложены американским психологом Тони Бьюзеном. Обнаружив внешнее сходство с нейронами головного мозга, он рекомендовал давать информацию не в линейной последовательности, а радиантно, т.е. ассоциативно, в виде схематичного рисунка. Впоследствии эффективность данного механизма была доказана результатами психолингвистических исследований и объясняется спецификой человеческого мозга мыслить ассоциативно от «центра к периферии» с одновременной работой двух полушарий: левого и правого. Опираясь на указанные выводы, автор в работе представил механизм изучения синтаксических средств выразительности с использованием этого метода. В статье демонстрируются карты, созданные автором с помощью онлайн-сервиса MindMeister, который имеет минималистичный удобный интерфейс, позволяющий полностью подстраивать под заданные параметры ментальную карту: цвет блоков и линий, размер, стиль, добавление текста и изображений. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что рассматриваемый подход будет способствовать повышению мотивации в изучении коммуникативного компонента культуры речи, а разработанные карты могут использоваться учителями русского языка в практике современной школы. Кроме этого овладение синтаксическими средствами выразительности на основе данного метода может способствовать повышению уровня подготовки девятиклассников при сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе.


Красова Полина Андреевна

Обучающийся 3 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое обра-зование (с двумя профилями подготовки): Начальное образование, Социальная педа-гогика ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина».

polina.krasova.2016@mail.ru

 Елец

Научный руководитель:

Гладышева Марина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, методики его преподавания и документоведения, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

-

 Елец

Библиографическая справка

Красова П.А. Возможности метода интеллект-карт в овладении синтаксическими средствами выразительности //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2023. № 3 (28). С. 43-51. URL: https://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2023/2023-03-43.pdf (дата обращения 23.11.2024)
Наверх