УДК 372.863
В данной статье рассматривается вопрос определения педагогической компетентности преподавателя аграрного вуза. Авторами использовались такие методы, как анализ и обобщение научной литературы по педагогике и психологии. Приведен анализ взглядов разных исследователей на поставленную проблематику. Выявлена необходимость конкретизировать термин педагогической компетентности преподавателя аграрного университета в связи с изменениями в образовательном процессе, в частности, активным внедрением дистанционных технологий. Выделяются и описываются характерные особенности конкурентоспособного специалиста в сельскохозяйственной области, обладающего рядом компетенций, связанных с цифровой навигацией, цифровым регулированием внесения удобрений и высева семян с использованием дронов, в сфере робототехники, в различных аграрно-технических приложениях, в социальных сетях. Основное внимание в работе авторы акцентируют на целесообразности введения в термин «педагогическая компетентность преподавателя аграрного вуза» таких компонентов, как социальная, коммуникативная компетенции. Делается вывод о том, что современный преподаватель аграрного вуза должен обладать не только знаниями, умениями, навыками в своей профессиональной области, но и уметь работать с аудиторией, повышать мотивацию студентов, учитывая их эмоциональные состояния, быть личностно зрелым, справедливо и, по возможности, объективно оценивая результат учебного процесса. Конкурентоспособный педагог должен помнить и учитывать воспитательные аспекты профессионального образования. Авторы статьи подчеркивают важность положительного отношения преподавателя к своей деятельности для сохранения психологического гомеостаза, профилактики эмоционального выгорания и повышения эффективности педагогического процесса. Предложенный подход будет интересен специалистам в области сельскохозяйственных направлений, педагогики, педагогической психологии.
педагогическая компетентность, преподаватель, студент, аграрный вуз, педагогическая деятельность, образовательный процесс