УДК 159.9
В работе представлено экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня эмоционального интеллекта старших подростков с учетом уровня зависимости от компьютера и разной половой и гендерной принадлежности. На основании проведенного теоретического анализа было выдвинуто предположение, что с учетом современных тенденций развития общества на уровень развития эмоционального интеллекта подростов оказывают влияние два основных фактора: уровень компьютерной зависимости и гендерная принадлежность. Исследование по изучению эмоционального интеллекта старших подростков проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца». В качестве испытуемых выступили обучающиеся 9-10-х классов, девочки и мальчики в равном количестве, так как у них могут наблюдаться гендерные различия в эмоциональном интеллекте, которые в свою очередь проявляются в понимании своих и чужих эмоций, а также управлении ими. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: скриннинговая диагностика уровня «компьютерной зависимости» (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот), полоролевой опросник (С.С. Бем), опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д. В. Люсин). Результаты показали, что подавляющее большинство респондентов подросткового возраста находятся в той или иной зависимости от компьютера; у 80% участников исследования диагностирована андрогинность. Эмоциональный интеллект у андрогинных мальчиков и девочек находится примерно на одном уровне; у феминных девочек «понимание эмоций» находится на высоком уровне, а «управление эмоциями» на среднем; у маскулинных мальчиков оба показателя находятся на высоком уровне. Сравнение андрогинных испытуемых и респондентов с феминным и маскулинным типом показали незначительные различия в эмоциональном интеллекте.
эмоциональный интеллект, гендер, компьютерная зависимость, подростковый возраст