УДК 159.9.072.432
Статья посвящена актуальной проблеме изучения боязни публичных выступлений у студентов медицинского вуза, так как частью их профессиональной деятельности является просветительская работа с населением. Развитые коммуникативные и ораторские навыки способствуют повышению конкурентоспособности будущего врача. Целью исследования явилось изучение состояний будущих врачей перед публичными выступлениями. Для ее реализации и решения задач проведен теоретический анализ литературы, разработана авторская анкета, применена описательная статистика, корреляционный анализ Спирмена. В исследовании приняло участие 107 студентов 1 – 6 курсов обучения лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России (из них 72 % женщин, 28 % мужчин). Выявлено, что при наличии у студента боязни публичных выступлений перед своей подгруппой, количество слушателей уже не имеет значения. Обнаружено, что большая часть не справляются самостоятельно с сильным волнением, проявляющимся на физиологическом уровне, нуждаясь в помощи. По мнению будущих врачей, в преодолении страха на данном этапе их развития эффективнее всего могут помочь друзья и психологи. Авторы пришли к выводу о необходимости в рамках учебного процесса проведения дополнительных тренингов, направленных на повышение уверенности в своих возможностях, самооценки, формирования навыков защиты личных границ и эффективного общения. Наиболее действенны способы совладания с боязнью публичных выступлений, применяемые за неделю, за 20 минут и во время публичных выступлений. Предложенные результаты исследования могут быть интересны студентам, преподавателям, специалистам психологических служб медицинских вузов.
боязнь публичных выступлений, страх, студенты, медицинский вуз, волнение, тревожность