УДК 37.013
В статье рассматриваются вопросы о роли наставничества в формировании и становлении молодого специалиста-педагога, о том какими характеристиками должен обладать современный педагог-наставник, как он должен передавать знания и делиться своим опытом работы, каким сегодня должен быть наставник. Анализируются подходы к определению понятия «наставничество», «педагог». Приводится описание наиболее востребованных и используемых на сегодняшний день форм наставничества в сфере отечественного образования: «обучающийся – обучающийся», «педагог – педагог», «студент – обучающийся», «педагог – обучающийся», «работодатель – обучающийся». Даются характеристики и перечисляются особенности их реализации. Затрагивается исторический аспект роли наставничества в нашей стране и за рубежом. Освещаются существующие проблемы наставничества, связанные с недостаточностью форм его исполнения. Одним из вариантов решения поставленной проблемы предлагается внедрение такой формы наставничества, как «кейс-метод», в рамках которой будущие педагоги будут сталкиваться с ситуациями, созданными педагогами-наставниками, различного уровня сложности. В ходе предлагаемой формы наставничества, будущий специалист будет подбирать пути решения и рассматривать эффективность своих действий. Особый интерес представляет внедрение информационных и цифровых технологий в создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления педагогов и выстроить взаимосотрудничество по обмену опытом между представителями старшего и молодого поколения. Также в статье уделено внимание работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина по выполнению указа президента РФ об объявлении 2023 года - годом Педагога и наставника. Приведен перечень внутривузовских мероприятий, направленных на повышение престижа профессии учителя.