УДК 372.881.161.1
В данной статье рассматривается проблема использования фразеологизмов на уроках русского языка в 5 классе, эффективность их включения на занятиях, посвященных изучению новых тем и при повторении изученного. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что современная система образования ставит своей целью сделать обучение наиболее эффективным и увлекательным. Фразеологизмы относятся к таким языковым единицам, которые способны совместить в себе усвоение сразу несколько тем и укрепить метапредметные связи. Целями нашего исследования являлись разработка и анализ наиболее универсальных методик по включению фразеологизмов в работу школьников на уроках русского языка. В частности, рассматривается урок изучения как самих фразеологизмов в разделе лексики и культуры речи, так и уроки, посвященные изучению тем другого раздела – синтаксиса. В работе были использованы пособия предметной линии учебников по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. В связи с одновременным изучением в 5-х классах басен И.А. Крылова, за основу были взяты фразеологизмы из его произведений. В исследовании приняли участие 49 учеников общеобразовательного учреждения города Новомосковска Тульской области (МБОУ СОШ № 2). Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы при сборе исходных данных, обращении к сущности лексики и фразеологии, обобщение полученных сведений, их систематизация, разработка конспектов уроков, анкетирование школьников. Результаты проведенного исследования показали эффективность используемых методик и выявили их «слабые» зоны, которые должны подвергнуться коррекции при дальнейшем использовании.
фразеологизмы, лексика, учебный процесс, лексическое значение слова, учебно-познавательная деятельность, прямое и переносное значение слов