УДК 373.1
В начале третьего тысячелетия в практику обучения все увереннее вступают цифровые технологии, приводящие к беспрецедентной трансформации современные образовательные системы. Интенсивное использование достижений научно-технического прогресса в образовании стало причиной существенных изменений в организации образовательного процесса. Синтез образовательных и информационных технологий позволяет использовать в учебном процессе новые способы обучения. Дистанционная форма обучения, основанная на средствах информационных и коммуникационных технологий, затронула все сферы образования. Обучение посредством технологий неконтактного взаимодействия (skype, zoom и др.), онлайн-репетиторство, прочие образовательные услуги в режиме удаленного доступа активно используются в образовательной практике. Особую значимость приобретают такие информационные и коммуникационные средства обучения, как электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, электронные тренажеры, виртуальные конструкторы, электронные биб-лиотеки и т.п. Очевидным является тот факт, что не может быть единственной модели обучения (в том числе дистанционной). Среди основных дистанционных образовательных технологий выделяют кейсовую технологию (использование наборов (кейсов) с учебными материалами для самостоятельного изучения), трансляционную (использование системы спутникового телевидения для трансляции занятий и доставки учебного материала), сетевую технологию (доступ к учебному материалу осуществляется через сеть Интернет). Несмотря на некоторые препятствия, негативно отражающиеся на эффективности дистанционного обучения (недостаточная коммуникация между участниками образовательного процесса, отсутствие личного общения, слабая самодисциплина обучающихся, дефицит методических и дидактических средств, трудоемкость, возросший объем самостоятельной работы и др.), дистанционные образовательные технологии динамично развиваются и прочно входят в российскую образовательную систему. Перевод обучения в онлайн-формат вызвал ряд объективных проблем, часть которых рассмотрена в данной статье.
дистанционное обучение, информационные и коммуникационные технологии, учебный процесс, интерактивное взаимодействие