Швец Виктория Степановна

Особенности образа мира детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях

УДК 159.9

Статья посвящена исследованию проблемы образа мира детей в старшем дошкольном возрасте. Акцент сделан на изучении особенностей образа мира детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях. В статье представлен анализ понятия «образ мира», рассматривается структура образа мира ребенка дошкольного возраста, которая представляет единство компонентов: эмоционально-чувственного (отражает насыщенность детской деятельности эмоциональными реакциями, познавательным интересом и самостоятельностью), когнитивно-оценочного (характеризуется наличием знаний и представлений ребенка об окружающем мире и отношением ребенка к себе и другим людям), деятельностно-личностного (характеризуется отражением в деятельности и поведении ребенка представлений об окружающем мире, обогащенных новыми знаниями и личностным опытом). В работе представлены результаты экспериментального исследования уровня сформированности компонентов образа мира у детей из полных и неполных семей. С этой целью были использованы следующие методики: «Детский образ мира» (ДОМ) (автор С.А. Домишкевич), направленная на изучение когнитивно-оценочного компонента структуры образа мира ребенка-дошкольника; «Цветовой тест отношений» (ЦТО) А.М. Эткинда для оценки эмоционально-чувственного компонента структуры образа мира ребенка; дидактические игры «Отгадай предмет» и «Два домика» (Т.Д. Марцинковская) для оценки деятельностно-личностного компонента структуры образа мира. Результаты диагностики показали, что у детей старшего дошкольного возраста из полных семей образ мира и такие его компоненты, как эмоционально-чувственный, когнитивно-оценочный, деятельностно-личностный имеют более высокий уровень развития, по сравнению с детьми из неполных семей, у которых имеются определенные трудности в становлении компонентов образа мира.


Швец Виктория Степановна

Обучающийся 3 курса направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Психология образования и социальная педагогика ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»

shwets.vicktori4@yandex.ru

 Елец

Научный руководитель:

Фаустова Ирина Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и психофизиологии, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

-

 Елец

Библиографическая справка

Швец В.С. Особенности образа мира детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2022. № 4 (25). С. 11-17. URL: https://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2022/2022-04-11.pdf (дата обращения 23.11.2024)
Наверх