УДК 159.9
Статья посвящена исследованию проблемы образа мира детей в старшем дошкольном возрасте. Акцент сделан на изучении особенностей образа мира детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях. В статье представлен анализ понятия «образ мира», рассматривается структура образа мира ребенка дошкольного возраста, которая представляет единство компонентов: эмоционально-чувственного (отражает насыщенность детской деятельности эмоциональными реакциями, познавательным интересом и самостоятельностью), когнитивно-оценочного (характеризуется наличием знаний и представлений ребенка об окружающем мире и отношением ребенка к себе и другим людям), деятельностно-личностного (характеризуется отражением в деятельности и поведении ребенка представлений об окружающем мире, обогащенных новыми знаниями и личностным опытом). В работе представлены результаты экспериментального исследования уровня сформированности компонентов образа мира у детей из полных и неполных семей. С этой целью были использованы следующие методики: «Детский образ мира» (ДОМ) (автор С.А. Домишкевич), направленная на изучение когнитивно-оценочного компонента структуры образа мира ребенка-дошкольника; «Цветовой тест отношений» (ЦТО) А.М. Эткинда для оценки эмоционально-чувственного компонента структуры образа мира ребенка; дидактические игры «Отгадай предмет» и «Два домика» (Т.Д. Марцинковская) для оценки деятельностно-личностного компонента структуры образа мира. Результаты диагностики показали, что у детей старшего дошкольного возраста из полных семей образ мира и такие его компоненты, как эмоционально-чувственный, когнитивно-оценочный, деятельностно-личностный имеют более высокий уровень развития, по сравнению с детьми из неполных семей, у которых имеются определенные трудности в становлении компонентов образа мира.
образ мира, неполная семья, дети старшего дошкольного возраста