УДК 371.7
В статье авторы делают акцент на формировании коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников. Отмечено, что коммуникативные универсальные учебные действия являются важным требованием современного общества к человеку, которое находит отражение в основных документах, регламентирующих образовательный процесс начальной школы. Проанализировано достаточное для данного вида работы количество публикаций, связанных с выбранной темой. В работе показано, что коммуникативные универсальные учебные действия – один из видов универсальных учебных действий, обладающих метапредметным характером. Обозначены основные виды коммуникативных универсальных учебных действий. В статье предпринята попытка определить условия формирования данного вида универсальных учебных действий. Выполнив анализ школьных учебников по программе «Школа России» и проведя анкетирование учителей начальных классов, был установлен ряд условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников. В частности, выявлены четыре таких условия. Первое условие связано с наличием в учебниках специальных заданий, выполнение которых подразумевает работу в паре, группе, коллективно. Данное условие отмечено авторами статьи в ходе анализа школьных учебников для начальной школы и подтверждено ответами учителей в ходе анкетирования. Три следующих условия определены посредством анкетирования. Ими являются, по мнению учителей, использование различных форм (групповой, коллективной) и методов (метод проектов и др.) в процессе обучения, уровень развития коммуникативных навыков учителя и особенности коммуникации каждого обучающегося класса.
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, процесс обучения, младший школьник