УДК 376.5
В содержании данной статьи представлен анализ исследований по актуальной проблеме современного образования – социализации и адаптации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, к социуму. В контексте данного анализа автором рассмотрена проблема детской конфликтности и ее последствий: перечислены причины и признаки одного из факторов и одновременно следствий неуспешной социализации и адаптации – детской конфликтности в условиях инклюзии. В качестве средства разрешения обозначенной проблемы, а также изменения общественного отношения к людям независимо от состояния здоровья, по мнению автора, выступает система образования с применением инклюзии. Материал статьи содержит краткое описание проблемных вопросов современной инклюзивной образовательной среды и осуществления в ней коммуникативной функции. Автором предложены пути разрешения обозначенных проблем, а также описана этапность их реализации. Одним из таких путей является фасилитация. Так, в статье раскрыта сущность фасилитации, представлено описание истории ее появления. Рассмотрены взгляды современных исследователей на вопросы об области применения фасилитации. В рамках инклюзивного образования определены цели и задачи фасилитации, а также роль специалиста-фасилитатора в процессе разрешения конфликтных ситуаций и в деятельности образовательной организации с инклюзией в целом. Перечислены и кратко описаны виды технологий фасилитации, возможных для использования в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: саммит позитивных перемен, грейп коктейль, сторителлинг, динамическая фасилитация. Подробно описан процесс применения фасилитации в детском коллективе на примере динамической фасилитации, где обозначены организационные требования к ее проведению и описан ход реализации заявленной технологии в коллективе детей, где имеет место конфликтная ситуация. В завершении статьи автором представлены сформулированные выводы о пользе применения технологии фасилитации в образовательной организации с инклюзией с целью устранения конфликтных ситуаций в детском коллективе.
фасилитация, инклюзивное образование, социализация, адаптация, конфликт