УДК 373
В работе на основе анализа известных методик диагностики временных представлений детей дошкольного возраста дано описание сконструированной методики диагностики представлений детей среднего дошкольного возраста о сезонах года. Предмет исследования, отраженный в статье – диагностика представлений о времени у детей пятого года жизни (о сезонах года). В качестве цели работы в статье выступает конструирование методики диагностики для выявления представлений детей среднего дошкольного возраста о сезонах года. Конструирование данной методики включало: разработку ее структуры (цель, диагностические вопросы, критерии, показатели, уровни, организация); разработку и описание содержания компонентов данной структуры. В качестве методов исследования использовались сравнение, анализ, педагогическое конструирование. В результате проведенного исследования разработаны структура и содержание методики диагностики представлений детей пятого года жизни о сезонах года. В статье приведены группы вопросы для индивидуального опроса детей, распределенные не по сезонам года, как это было в известных методиках, а по представлениям: о количественных характеристиках сезонов; о сезонных изменениях, происходящих в погоде; о сезонных изменениях в растительном мире; о сезонных изменениях, связанных с поведением животных; о сезонных изменениях, связанных с жизнью, трудом и занятиями людей. Описаны новизна данной методики и ее отличие от известных методик. В статье представлено описание критерия оценки результатов разработанной методики диагностики, раскрываются основные аспекты ее организации. Материалы статьи включают характеристику уровней представлений детей пятого года жизни о сезонах года, как комплекса показателей разной степени их выраженности. В статье также обозначены некоторые перспективы применения результатов исследования.
время, сезон, представления о сезонах года, диагностика, дети пятого года жизни