УДК 373.2 + 37.03
В статье раскрыта набирающая значимость проблема взаимодействия дошкольников с компьютерными устройствами: персональный компьютер, планшет, смартфоны. Предложена классификация компьютерных устройств: настольный и мобильный компьютер, кратко представлена их характеристика. Раскрыта актуальность проблемы использования компьютерных устройств в семьях с детьми раннего и дошкольного возраста. Проведен теоретический анализ исследований по использованию детьми дошкольного возраста компьютерных устройств, отмечена высокая степень влияния родителей на взаимодействие детей с компьютерными устройствами, обоснованная тем, что в настоящее время работа с родителями по данному вопросу все еще остается неразрешенной, поскольку родителям удобно организовать досуг детей, оставив их для бесконтрольного времяпровождения за компьютером. Представлен теоретический анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме. Автор акцентирует особое внимание на возможных негативных последствиях бесконтрольного взаимодействия детей дошкольного возраста с компьютерными устройствами. Раскрыто содержание понятия «созависимость», «компьютерная аддикция». Автором отмечено отрицательное воздействие дистанционного общения, а также длительного пребывания за компьютерным устройством с доступом к сети Интернет, приводящего к трудностям в реальном общении. В качестве наиболее эффективного метода предлагается организация специальной коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста, базирующейся на сотрудничестве дошкольного образовательной организации и семьи. Даны рекомендации для дошкольных образовательных организаций и родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, для сохранения их психического и физического здоровья, а также профилактики негативных последствий взаимодействия дошкольников с компьютерными устройствами.
компьютер, компьютерное устройство, компьютерная зависимость, физическое здоровье, психическое здоровье, дети дошкольного возраста