УДК 373.2
В статье раскрывается проблема развития музыкально- ритмического чувства у детей дошкольного возраста; представлена сущностная характеристика основного понятия исследования как компонента музыкальных способностей, его структурные составляющие, обоснованы возможности развития в музыкально-исполнительской деятельности. Актуальность проблемы находит свое экспериментальное подтверждение: определены критерии и показатели, на основании которых выявлен преимущественно низкий исходный уровень развития музыкально-ритмического чувства у дошкольников МБДОУ детский сад №17 г. Ельца Липецкой области. С учетом специфики данного образовательного учреждения (малокомплектный детский сад) разработана программа формирующего этапа эксперимента, в основе которой заложена логическая последовательность усвоения ритмической системы, предложенная К.В. Тарасовой: воспитание темпа → развитие метрических отношений → усвоение ритмического рисунка. Целью исследования – представление практических аспектов развития музыкально-ритмического чувства у детей разновозрастной (старше- подготовительной) группы посредством реализации предложенных педагогических условий в ходе организации различных форм музыкального воспитания: создание комфортной среды с учетом специфики отношений детей разного возраста; организация музыкальных занятий на основе программного содержания старшей и подготовительной групп; активное вовлечение детей разного возраста в разнообразную музыкально-исполнительскую (музыкально-ритмическую) деятельность. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, количественная и качественная обработка экспериментальных данных. Результаты исследования: доказана целесообразность выявленных педагогических условий, обеспечивающих успешность развития музыкально-ритмического чувства у детей разновозрастной группы дошкольного образовательного учреждения.
музыкальные способности, музыкально-ритмическое чувство, дошкольный возраст, музыкально-исполнительская деятельность