УДК 811.112.6
Статья посвящена развитию идей аксиологичекой лингвометодики. Рассматривается значение когнитивного и аксиологического подходов для современной методики преподавания русского языка в старших классах. Выявлены когнитивная и аксиологическая составляющая разных этапов текстовой деятельности: предтекстового, текстового и послетекстового. В аспекте чтения и понимания текста эти этапы решают разные задачи. На предтекстовом этапе обеспечивается мотивация, целеполагание и планирование деятельности с отбором необходимых средств; на текстовом этапе создаются условия для осуществления анализа, синтеза, построения предложений, доказательства и формулировки умозаключений; на этапе послетекстовой деятельности учащихся осуществляется оценка глубины проникновения в смысл текста, делаются выводы, интерпретируется исходный текст. В статье дан анализ видов текстовой информации, понимание которых делает осознанной работу над смыслом текста. Это содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная и содержательно-подтекстовая информация. Практика исследования совершенствования речевой деятельности старшеклассников показывает, что непременным условием развития языковой личности учащихся является работа по пониманию текста, для осуществления которой на уроках русского языка создаются ситуации по овладению приёмами осмысленного чтения и интерпретации текста. Рассмотрены возможности совершенствования умений понимания художественного текста на основе взаимосвязи когнитивного и аксиологического подходов. Продемонстрирована методика работы над пониманием текста в процессе выделения видов текстовой информации и определения способов её языкового выражения на примере анализа рассказа В.П. Астафьева «Начало» в Х классе. Такая работа включает пополнение знаний учащихся, связанных с пониманием историко-культурного контекста, и собственно языковой анализ текста
когнитивный подход, аксиологический подход, понимание текста, этапы текстовой деятельности, виды текстовой информации, анализ художественного текста