УДК 159.9
В данной статье проведен анализ отечественных и зарубежных исследований формирования волевой регуляции и волевых качеств у дошкольников и факторов, влияющих на их формирование. В рамках культурно-исторической психологии Л.С. Выготского воля понимается как высшая психическая функция, которая формируется прижизненно в результате усвоения культурно-исторического опыта в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Это означает, что воля имеет социальную конструктивную природу, она не дается человеку изначально с рождения, но формируется на протяжении всей жизни в процессе решения реальных жизненных задач, которые вначале перед человеком ставит общество, а затем он сам. Привычно формировать волю в школьном возрасте, тогда как многие авторы вообще полагают, что раньше этого возраста такое формирование невозможно. Приведенные исследования показывают, что дошкольный период является сенситивным периодом для становления волевой регуляции у детей, и ее сформированность влияет не только на становление личности дошкольника, его характера, но и определяет успешность обучения в начальной школе. В данной работе описаны стратегии развития волевой регуляции; проанализирована возможность тренировки и развития волевых качеств у детей дошкольного возраста; исследованы данные об уровне развития исполнительных функций как предиктора академической успеваемости в школе. Исполнительные функции – это общий термин для тех когнитивных процессов, которые регулируют, контролируют и управляют другими когнитивными процессами необходимыми для изменения поведения. Подчеркивается роль семьи и образовательной среды в формировании волевых качеств у детей дошкольного возраста. Во второй части статьи проведен анализ зарубежных исследований о влиянии системы Марии Монтессори на формирование волевой компетенции детей дошкольного возраста, на уровень их академической успеваемости и на развитие тормозного контроля.
воля, волевая регуляция, волевая компетентность, исполнительные функции, тормозные процессы, произвольность, самоконтроль, М. Монтессори