Варфоломеева Алина Александровна

Формирование волевой регуляции и волевых качеств в дошкольном возрасте

УДК 159.9

В данной статье проведен анализ отечественных и зарубежных исследований формирования волевой регуляции и волевых качеств у дошкольников и факторов, влияющих на их формирование. В рамках культурно-исторической психологии Л.С. Выготского воля понимается как высшая психическая функция, которая формируется прижизненно в результате усвоения культурно-исторического опыта в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Это означает, что воля имеет социальную конструктивную природу, она не дается человеку изначально с рождения, но формируется на протяжении всей жизни в процессе решения реальных жизненных задач, которые вначале перед человеком ставит общество, а затем он сам. Привычно формировать волю в школьном возрасте, тогда как многие авторы вообще полагают, что раньше этого возраста такое формирование невозможно. Приведенные исследования показывают, что дошкольный период является сенситивным периодом для становления волевой регуляции у детей, и ее сформированность влияет не только на становление личности дошкольника, его характера, но и определяет успешность обучения в начальной школе. В данной работе описаны стратегии развития волевой регуляции; проанализирована возможность тренировки и развития волевых качеств у детей дошкольного возраста; исследованы данные об уровне развития исполнительных функций как предиктора академической успеваемости в школе. Исполнительные функции – это общий термин для тех когнитивных процессов, которые регулируют, контролируют и управляют другими когнитивными процессами необходимыми для изменения поведения. Подчеркивается роль семьи и образовательной среды в формировании волевых качеств у детей дошкольного возраста. Во второй части статьи проведен анализ зарубежных исследований о влиянии системы Марии Монтессори на формирование волевой компетенции детей дошкольного возраста, на уровень их академической успеваемости и на развитие тормозного контроля.


Варфоломеева Алина Александровна

Магистрант Института Детства, кафедра возрастной психологии и педагогики семьи. Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена

varfolomeeva_ali@mail.ru

 Санкт-Петербург

Научный руководитель:

Николаева Елена Ивановна, доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, заместитель директора по научной работе Института Детства, Российский Государственный Педагогический университет им. А. И. Герцена

klemtina@yandex.ru

 Санкт-Петербург

Библиографическая справка

Варфоломеева А.А. Формирование волевой регуляции и волевых качеств в дошкольном возрасте //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2020. № 1 (14). С. 13-23. URL: http://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2020/2020-01-13.pdf (дата обращения 23.11.2024)
Наверх