Петренко Ирина Александровна

Тренинговая программа как технология развития коммуникативного потенциала у дошкольников с нарушениями речи

УДК 159.99

В данной статье рассмотрена проблема взаимосвязи нарушений детской речи и развития уровней коммуникативного потенциала детей с нарушением речи. Материал статьи включает в себя подробное теоретическое обоснование исследования коммуникативного потенциала детей с нарушением речи. За основу взята концепция А.Г. Самохваловой. Представлены результаты пилотажного исследования, проведенного с целью диагностики эмоционального состояния дошкольников с нарушением речи. В исследовании приняли участие 20 дошкольников Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад № 29 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ № 29 комбинированного вида Василеостровского района). Были использованы следующие методы исследования: методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) А. Эткинда (изучает эмоциональные компоненты отношений ребенка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений); методика «Два дома» И. Вандвик, П. Экблад (диагностирует сферу общения ребенка); методика диагностики форм общения М.И. Лисиной (определяет ведущую форму общения ребенка со взрослым); методика «Картинки» Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной (выявляет коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками); методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (оценивает возможности адекватного опознания ребенком эмоционального состояния, точность и качество этого опознания тонкие эмоциональные дифференцировки, а также дает возможность соотнесения этого опознания с личными переживаниями ребенка). В статье приводится характеристика программы тренинга развития коммуникативного потенциала дошкольников с нарушением речи, намечены перспективы дальнейшего исследования.


Петренко Ирина Александровна

Магистрант кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, Институт дет-ства, РГПУ им. А.И. Герцена

irisha7122@mail.ru

 Санкт-Петербург

Научный руководитель:

Слотина Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры воз-растной психологии и педагогики семьи, Институт детства, РГПУ им. А.И. Герцена

-

 Санкт-Петербург

Библиографическая справка

Петренко И.А. Тренинговая программа как технология развития коммуникативного потенциала у дошкольников с нарушениями речи //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2019. № 3 (12). С. 13-20. URL: http://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2019/2019-03-13.pdf (дата обращения 23.11.2024)
Наверх