УДК 159.99
В данной статье рассмотрена проблема взаимосвязи нарушений детской речи и развития уровней коммуникативного потенциала детей с нарушением речи. Материал статьи включает в себя подробное теоретическое обоснование исследования коммуникативного потенциала детей с нарушением речи. За основу взята концепция А.Г. Самохваловой. Представлены результаты пилотажного исследования, проведенного с целью диагностики эмоционального состояния дошкольников с нарушением речи. В исследовании приняли участие 20 дошкольников Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад № 29 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ № 29 комбинированного вида Василеостровского района). Были использованы следующие методы исследования: методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) А. Эткинда (изучает эмоциональные компоненты отношений ребенка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений); методика «Два дома» И. Вандвик, П. Экблад (диагностирует сферу общения ребенка); методика диагностики форм общения М.И. Лисиной (определяет ведущую форму общения ребенка со взрослым); методика «Картинки» Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной (выявляет коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками); методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (оценивает возможности адекватного опознания ребенком эмоционального состояния, точность и качество этого опознания тонкие эмоциональные дифференцировки, а также дает возможность соотнесения этого опознания с личными переживаниями ребенка). В статье приводится характеристика программы тренинга развития коммуникативного потенциала дошкольников с нарушением речи, намечены перспективы дальнейшего исследования.
коммуникативный потенциал личности, тренинговые технологии, речевые затруднения, речевые нарушения, старший дошкольный возраст