УДК 159.99
В статье рассматривается проблема агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста во взаимосвязи с особенностями детско-родительских отношений. В настоящее время актуальной является задача изучения факторов и причин, влияющих на возникновение данной проблемы. Автор рассматривает деструктивный характер детско-родительских отношений как один из факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения детей. В работе представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением и на изучение особенностей их детско-родительских отношений. Для выявления уровня агрессии в поведении детей были использованы такие методы, как стандартизированное наблюдение (по методике Г.П. Лаврентьевой), анкета для педагогов, разработанная Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, методика «Несуществующее животное» (в модификации С.Л. Колосовой). Для определения специфики родительского отношения использовались «Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина, тест «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) E. Шеффера. Анализ результатов показал, что под влиянием авторитарного стиля воспитания, излишней эмоциональной дистанции между родителем и ребенком, низкой оценки его индивидуально-характерологических качеств родителем формируется агрессивное поведение детей. Для подтверждения статистической значимости полученных результатов использовались методы математической статистики. Корреляционный анализ позволил доказать, что существует статистически значимая положительная взаимосвязь между агрессивным поведением ребенка и деструктивными особенностями детско-родительских отношений.
детско-родительские отношения, агрессивное поведение, дети старшего дошкольного возраста