УДК 316.6
В статье поднимается тема особенностей психологии общения, формирования мировоззрения, коммуникативной культуры и системы ценностей студентов как их составляющих. Она рассматривается в философско–антропологическом, культурологическом и психологическом ключах, как культура мира переживаний, формирование которой осуществляется в межличностном взаимодействии. Отмечается, что в рамках междисциплинарного подхода тема представлена недостаточно. Полагается, что такой подход является оптимальным. Для решения исследовательских задач используется комплекс общенаучных методов. Констатируется одна из особенностей психологии молодых людей – неспособность конструктивно ориентироваться в цифровой культуре; причина видится в мировоззренческом и психоэмоциональном разладе, в том числе в понимании приоритетов ценностей. Утверждается, что упорядочивание внутреннего мира и, как результат, успешная адаптация в цифровом мире и его структурах возможны при условии развития культуры мышления и чувств личности. Реализация возможности обусловлена сущностной потребностью любого человека иметь прочное основание своего бытия, стремлением обрести его, что отсылает к связи с Высшей ценностью. Данное диалоговое отношение понимается как метафизический принцип благополучного бытия и основа подлинного духовно-нравственного развития человека и его культуры. Особое внимание уделяется анализу социокультурной среды личностного становления студенчества – среды формирования внутреннего мира – и его компонентов: они интерпретируются как ценностные маяки. Отмечается, что среди ведущих потребностей и ценностей, реализуемых в общении, – материальный успех, создание семьи и карьерный рост. Эмпирическое исследование позволяет говорить о том, что в студенчестве ценностью являются также ответственные за другого человека отношения. Несмотря на то, что ценность в создании в студенческой группе отношений, основанных на теплых чувствах, не очень высока, у них сохраняется потребность быть искренне участливыми в жизни друг друга.