УДК 159.9.07:378.661-057.875
Проведено сравнение самооценки отечественных и иностранных студентов. Согласно полученным данным, у студентов из Индии выявлен достаточно низкий уровень самооценки. Так, примерно 25% студентов оказались в группе с самооценкой «ниже среднего» и 65,4% в группе «значительно ниже среднего». Это может быть связано с культурными особенностями и ценностями, принятыми в индийском обществе, а также с высоким уровнем конкуренции и давления, которое испытывают студенты в процессе получения образования. Низкая самооценка может негативно сказываться на академической успеваемости и психологическом благополучии студентов. В отличие от индийских студентов, уровень самооценки отечественных студентов показал выраженную зависимость от пола респондентов. Юноши в большинстве случаев демонстрировали средние показатели самооценки (33,3%), в то время как девушки чаще имели крайние значения: либо «значительно ниже среднего» (29,4%), либо «значительно выше среднего» (20,7%). Такие различия могут объясняться социальными ролями и ожиданиями, существующими в обществе, влиянием гендерных стереотипов, а также личностными особенностями и восприятием собственной привлекательности. Чрезмерно высокая или низкая само- оценка может иметь негативные последствия для межличностных отношений и успехов в учебе. Для решения проблемы низкой самооценки можно порекомендовать обращение за помощью к психологу, развитие навыков позитивного мышления, повышение социальной активности и достаточный отдых. Кроме того, важно создавать благоприятную среду, свободную от дискриминации и унижения личности, чтобы студенты чувствовали себя уверенно и комфортно. Работа над повышением самооценки должна вестись на индивидуальном уровне, но также необходимы системные меры по созданию инклюзивной и поддерживающей атмосферы в учебных заведениях. Эти меры могут помочь студентам повысить уверенность в себе, научиться принимать себя и свои недостатки, а также улучшить общее эмоциональное состояние и качество жизни.