УДК 342.7
В статье представлена характеристика способов закрепления права граждан на образование и обязанности получить его в основных законах зару- бежных государств. Отмечается связь права на получение образования с общепри- знанными нормами международного права в данной сфере регулирования. Одновре- менно определяются факторы, обусловливающие крайнюю степень заинтересован- ности в достижении человеком определенного образовательного уровня, которая проявляется не только со стороны граждан, но и самого государства. Если для кон- кретного лица интерес к образованию связан с доступом к информации и будущим профессиональным уровням, то для государства – с необходимостью развития науч- ной базы, обеспечения постоянного экономического роста и преимуществ в между- народной экономической конкуренции. В качестве основного объекта исследования в статье использованы консти- туционные акты государств, принадлежащих к различным правовым системам – ев- ропейских государств (Болгарии, Польши, Хорватии), Турецкой республики, Сингапу- ра, Объединенных Арабских Эмиратов, Японии. Подчеркивается необходимость ис- следования конституционно-правового опыта зарубежных государств для понима- ния сущности и содержания современных тенденций в сфере образования, для опре- деления степени обусловленности образовательной политики отдельных стран гло- бальными образовательными трендами. Основными методами, использованными при проведении исследования, высту- пали компаративный метод и формально юридический. Новизна работы состоит в выявлении правовых моделей, отражающих спосо- бы отражения в конституциях различных государств гарантий реализации права на образование. По результатам исследования сформулирован вывод, из которого сле- дует, что единой модели закрепления в основных законах государств право на обра- зование или обязанности получить его в настоящее время не существует.
конституция, право на образование, обязанность, глобаль- ная образовательная политика, конституционное право Японии, ОАЭ, Турции, Син- гапура, Хорватии