УДК УДК 159.9
Данная статья посвящена теоретическому анализу проблемы успешности обучения и овладения иностранным языком в психологической трактовке. На основе интерпретации источниковой базы предпринята попытка выявления основных психологических факторов успешности обучения и овладения иностранным языком в условиях высшего учебного заведения профильного типа. Названы психологические барьеры, мешающие студентам успешно овладевать иностранным языком: психофизиологические, информационные, эмоциональные, оценочные, а также межкультурные и смысловые барьеры. Описаны основные психологические факторы, влияющие на успешность обучения иностранному языку со стороны студентов – отношение к изучаемому предмету, мотивация изучения иностранного языка и тревожность, в том числе психологическая и языковая тревожность, в контексте которой отдельно анализируется феномен лингвистической безопасности личности студента как субъекта иноязычной образовательной практики. Дан краткий дискурсивный анализ современных зарубежных и отечественных исследований понятия языковой тревожности личности. Высказана идея связи академической успешности овладения студентом языкового вуза иноязычным лингвистическим опытом и наличия или отсутствия у него языковой тревожности как специального фактора, влияющего отрицательно или положительно не только на овладение языковым материалом, но и на реализацию своих коммуникативных возможностей во взаимодействии с носителями изучаемого иностранного языка, а также с теми, для кого этот язык также является иностранным, но говорит на нем. Сделан вывод о том, что категория успешности применительно к освоению иноязычного лингвистического опыта имеет не только лингводидактическое, но и собственно психологическое значение.
иностранный язык, успешное обучение, психология обучения иностранным языкам, мотивация, языковая тревожность