УДК 159.94
В данной статье рассматривается проблема изучения специфики тормозных процессов подростков, перенесших Covid-19. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена отсутствием точных знаний о влиянии заболевания ковидом на когнитивные способности детей. В изученной литературе были предположения относительно заболеваемости детей и взрослых. Целью нашего исследования являлось изучение специфики тормозных процессов подростков, перенесших Covid-19. В исследовании приняли участие дети и подростки, которые соглашались пройти обследование. По результатам анкетирования естественной выборки было выявлено, что подростки в процессе заболевания переносят гипосмию (утрату обоняния), а дети младшего возраста нет, что стало причиной сделать две экспериментальные группы. К каждой экспериментальной группе были сформированы контрольные группы. Методики для всех детей были одинаковые и проанализированы с учетом возрастных особенностей. В качестве методов исследования были использованы: «Прогрессивные матрицы Дж. Равена» (Джон Равен, Л. Пенроуз), компьютеризованная методика РеБОС (Вергунов, Николаева 2009), оригинальная компьютеризированная методика (Разумникова, Николаева, 2019). Оценивался уровень развития интеллекта с учетом возрастных норм, параметры простой и сложной сенсомоторной реакции, механизмы рабочей памяти. Качественное исследование показало перенесение заболевания Covid-19 не влияет на интеллект, тормозный контроль и тормозную интерференцию в изученных возрастных пределах. Результаты изучения рабочей памяти у подростков, перенесших Covid-19 с утратой обоняния, показали, что у всех детей механизм обучения, как следствие воспроизведения отсутствует, а в остальных группах присутствуют оба механизма: тормозная интерференция и обучение, как следствие воспроизведения.
Covid-19, подростки, тормозные процессы, тормозный контроль, рабочая память