Петрова Виктория Вадимовна

Обучение ведению диалога старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе создания когнитивно-коммуникативных ситуаций

УДК 376.3

В статье представлена диагностика ведения диалога детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, описываются ее результаты. На основании результатов диагностики автору удалось выявить у испытуемых заниженные показатели развития как лингвистических, так и невербальных компонентов диалога, акцентируя внимание на затруднениях в идентификации эмоциональных проявлений собеседника, их мимико-жестикуляторном сопровождении. Диалогическое поведение, как показало исследование, вызывало затруднения даже с помощью реплик-стимулов, дошкольники испытывали проблемы в реплицировании. В ходе эксперимента выявлено частичное использование в собственной речи слов речевого этикета (слов-просьб, приветствий, прощания, знакомства) и слов-заменителей. Успешность обучения ведению диалога старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи автор связывает с использованием когнитивно-коммуникативных ситуаций. Содержание таких ситуаций зависит от решения в поэтапном процессе обучения следующих задач: обучение детей отвечать на вопросы, вырабатывать способность формулировать вопрос, формировать умение продолжать и поддерживать диалог. В ходе проведения формирующего эксперимента автором применялись сюжетно-ролевые игры и неподготовленные диалоги. У детей формировались коммуникативные умения вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, конструировать диалог в зависимости от ситуации, без проблем начать контактировать, понятно излагать свои мысли, употреблять формы речевого этикета, контролировать свое поведение согласно нормам и правилам. Результаты контрольной диагностики свидетельствуют об обогащении возможностей ведения диалога у исследуемого контингента детей. Это позволяет сделать вывод о практической значимости и эффективности методики формирующего эксперимента.


Петрова Виктория Вадимовна

Обучающийся 4 курса направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефек-тологичесуое) образование, направленность (профиль) Логопедия ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина»

lokt2000@mail.ru

 Елец

Научный руководитель:

Емельянова Ирина Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры до-школьного и специального образования ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

-

 Елец

Библиографическая справка

Петрова В.В. Обучение ведению диалога старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе создания когнитивно-коммуникативных ситуаций //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2022. № 3 (24). С. 33-41. URL: https://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2022/2022-03-33.pdf (дата обращения 24.11.2024)
Наверх