УДК 376.3
В статье представлена диагностика ведения диалога детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, описываются ее результаты. На основании результатов диагностики автору удалось выявить у испытуемых заниженные показатели развития как лингвистических, так и невербальных компонентов диалога, акцентируя внимание на затруднениях в идентификации эмоциональных проявлений собеседника, их мимико-жестикуляторном сопровождении. Диалогическое поведение, как показало исследование, вызывало затруднения даже с помощью реплик-стимулов, дошкольники испытывали проблемы в реплицировании. В ходе эксперимента выявлено частичное использование в собственной речи слов речевого этикета (слов-просьб, приветствий, прощания, знакомства) и слов-заменителей. Успешность обучения ведению диалога старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи автор связывает с использованием когнитивно-коммуникативных ситуаций. Содержание таких ситуаций зависит от решения в поэтапном процессе обучения следующих задач: обучение детей отвечать на вопросы, вырабатывать способность формулировать вопрос, формировать умение продолжать и поддерживать диалог. В ходе проведения формирующего эксперимента автором применялись сюжетно-ролевые игры и неподготовленные диалоги. У детей формировались коммуникативные умения вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, конструировать диалог в зависимости от ситуации, без проблем начать контактировать, понятно излагать свои мысли, употреблять формы речевого этикета, контролировать свое поведение согласно нормам и правилам. Результаты контрольной диагностики свидетельствуют об обогащении возможностей ведения диалога у исследуемого контингента детей. Это позволяет сделать вывод о практической значимости и эффективности методики формирующего эксперимента.
диалог, диалогическая речь, дошкольник, тяжелые нарушения речи, когнитивно-коммуникативные ситуации