УДК 159.9
В работе представлен анализ вопроса о психологических угрозах для развития личности подростков при общении в сети интернет. В теоретической части работы на основании анализа научной литературы выявлены основные угрозы личности подростка, типично изучаемые учеными. В частности, это манипулирование виртуальным собеседником, кибер-буллинг, виртуальное мошенничество и др. Отмечено, что актуальными и малоисследованными являются аспекты угроз полноценному развитию личности обучающегося в подростковом возрасте, связанные с характером виртуального общения со сверстниками. Метод исследования: контент-анализ контактов подростков в социальных сетях. В ходе просмотра страничек в социальных сетях выявлялись следующие параметры: а) количество друзей или количество подписчиков; б) частота выхода в социальную сеть; в) характер сообщений. Характер сообщений оценивался по следующим кластерам: «Личные просьбы», «Сообщения о внешнем событии», «Привлечение внимания к собственной персоне», «Выражение поддержки или сочувствия», «Выход в социальную сеть без оставления сообщения». В результате было выявлено, что, реализуя свою основную потребность в межличностном общении в подростковом возрасте, школьники часто не способны самостоятельно выбрать правильные сайты для общения, надлежащего партнера по общению и выстроить с ним продуктивные отношения в сети интернет. Побочным эффектом такой неспособности подростка становится особый вид интернет-зависимости, названный «виртуальная зависимость от виртуального собеседника». Выделены специфические свойства такой зависимости, в частности: ненасыщаемая потребность получить виртуальный отклик любой ценой, даже за счет ущемления своих собственных интересов; упрощение собственной личности в угоду распространяемым в интернете способам самопрезентации и примитивным формам, средствам общения и др.
интернет-зависимость, подростки, виртуальное общение, интернет-коммуникации, киберугрозы