Шевцова Екатерина Александровна

ПРОБЛЕМА СИБЛИНГОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

УДК 159.9

Статья содержит краткий обзор этапов изучения сиблингов в аспекте их преемственности от ранних психоаналитических теорий до современных исследований в рамках системного подхода. Констатируется, что изучение проблематики сиблингов в психологических исследованиях вызвано интересом к поиску путей и средств повышения психологической безопасности частной жизни человека, а именно – сферы его семейного взаимодействия. Интерес к проблеме сиблинговых отношений закономерен, так как сиблинги являются одной из подсистем в структуре семьи, где происходит первый опыт разделения социальных ролей. Проведенный анализ показал, что тема сиблинговых отношений слишком многогранна, и нельзя использовать упрощенные подходы к ее изучению. Необходим разносторонний анализ, подразумевающий рассмотрение темы в фокусе общесемейных отношений, с учетом взаимодействия всех подсистем семьи и индивидуальных особенностей сиблингов. В целом, термин «сиблинги» в психологии обозначает родных братьев и сестер, имеющих общих родителей. Первые исследования сиблингов выделяли основным критерием формирования личностных особенностей порядок рождения детей в семье. Так сформировался термин «сиблинговая позиция», определяющий специфику социальной ситуации развития ребенка в зависимости от порядка его рождения. Выделяют следующие сиблинговые позиции: единственный ребенок, старший ребенок (первенец), средний сиблинг, младший сиблинг. Каждой позиции свойственны специфические личностные особенности. На сегодняшний день исследования сиблинговой проблематики протекают в более широком контексте, сместив фокус внимания с очередности рождения сиблингов в область их развития, как компонента целостной семейной структуры. Системный подход к изучению взаимоотношений в семье, выявление закономерностей взаимного влияния всех семейных подсистем друг на друга и на формирование личностных характеристик сиблингов – наиболее перспективное направление в современной психологии.


Шевцова Екатерина Александровна

магистрант Московского гуманитарного университета. Обучающийся 1 курса направления подготовки 37.04.01 Психология, направленность (профиль) «Психология семьи и гендерных отношений»

shevtsova.katyusha99@mail.ru

 Москва

Научный руководитель:

Краснянская Татьяна Максимовна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета

-

 Москва

Библиографическая справка

Шевцова Е.А. Проблема сиблингов в психологических исследованиях //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2022. № 1 (22). С. 53-61. URL: https://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2022/2022-01-53.pdf (дата обращения 21.11.2024)
Наверх