УДК 159.9
В статье рассматривается проблема этапов развития учения о посттравматическом стрессовом расстройстве. Описываются основные этапы становления учения о ПТСР и выделяются их критерии. Всего аналитически выделено три этапа. Первый этап: выделение ПТСР как специальной научной проблемы (с XIX века до 1980 года). Второй этап: внесение ПТСР в официальную классификацию психических расстройств. Третий этап: уточнение симптомов ПТСР и описание новых симптомов. Доказывается, что с 2014 года начался новый, четвертый этап в исследовании посттравматического стрессового расстройства, суть которого в требовании выявления и обоснования четких критериев симуляции посттравматического стрессового расстройства. В качестве методов исследования были использованы кейс-метод и сопряжённый с ним метод анализа судебной и оперативно-следственной практик. Были проанализированы два кейса. Первый кейс посвящен судебному решению о наказании виновных в мошенничестве бывших пожарных и полицейских, участвовавших в акции спасения во время террористического акта в Нью Йорке 11 сентября 2001 года. При расследовании были выявлены факты массовой симуляции посттравматического стрессового расстройства, которые были не замечены профессиональными психологами и психиатрами. Второй кейс описывает ситуацию симуляции посттравматического стрессового расстройства М. Саакашвили. Показывается, что в качестве доказательств по первому и второму случаям используются материалы социальных сетей, а не выводы судебных экспертиз. Обосновывается необходимость определения психологических критериев использования данных социальных сетей в качестве судебных доказательств.
посттравматическое стрессовое расстройство, симуляция, этапы учения о посттравматическом стрессовом расстройстве