УДК 372.851
В статье рассматриваются некоторые теоретические и методические аспекты применения технологии развития критического мышления школьников в процессе обучения математике. Очевидно, что проблема развития критического мышления учащихся в современных условиях школьного математического образования чрезвычайно актуальна. Целью указанной технологии является развитие интеллектуальных умений школьников, необходимых в учебной деятельности. Особенно выделяются следующие умения: самостоятельно приобретать знания и развиваться; видеть проблемы и принимать взвешенные решения по их устранению, аргументировать свои действия; уметь подвергать сомнениям, анализировать, сравнивать, синтезировать полученную информацию; быть коммуникабельным, уметь отстаивать свою точку зрения и работать в коллективе. Отмечается, что проблема развития критического мышления личности не нова. В разные эпохи некоторые ее аспекты затрагивались в трудах философов и ученых Сократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Томаса Мора, Эразма, Френсиса Бекона, Рене Декарта и др. Обозначенная технология рассматривается как целостная система приемов и методов, направленных на развитие мышления и последующего его использования в повседневных задачах. Указана структура технологии. Описываются особенности трех стадий этой структуры: вызова, осмысления и рефлексии. Предлагается к рассмотрению пример использования рассматриваемой технологии на уроке геометрии (тип урока – урок изучения нового материала). Тема занятия: «Сумма углов треугольника». Описывается процесс изучения теоремы «Cумма углов треугольника равна 180°» – деятельность учителя и учащихся на каждой из трех стадий. Стадии определенным образом согласуются с этапами изучения теоремы.
технология развития критического мышления, обучение математике в школе