УДК 37.01
Коммуникация как предмет научного изучения – явление междисциплинарное. В данной статье рассматриваются разновидности коммуникационных процессов в сфере образования: выявлена их роль, специфика, виды. Выделяются, в частности, коммуникации индивидуальные и коллективные, убеждающие и экспрессивные, контактные и дистанционные, формальные и неформальные и др. Цель этой работы− поиск способов оптимизации коммуникации в образовании для создания наиболее благоприятных условий взаимодействия между педагогами и обучающимися. Показано, что коммуникации в образовании – это в целом многолинейные и многоуровневые процессы межличностного взаимодействия, в рамках которых происходит передача информации от одного субъекта к другому. Но в силу своего универсального характера образовательные коммуникации развиваются как внутри сферы образования, так и за ее пределами: они охватывают не только передачу информации в процессе обучения, но и воспитательный процесс, который рамками образовательной организации не ограничивается. Особое внимание уделяется развитию коммуникации в образовании в период пандемии коронавируса и переходе образовательных организаций на дистанционный формат. Соответственно, рассматривается специфика коммуникации контактной и дистанционной. Новизна работы состоит в том, что в совокупности образовательных коммуникаций помимо тех, что обеспечивают процесс обучения, предлагается выделять также коммуникации, опосредующие процесс воспитания. Этот вид коммуникаций имеет более сложный и рафинированный характер, что объясняется спецификой задач, которые они решают: от формирования конкретных качеств личности обучающегося (ответственности, толерантности т.п.) до планомерного воздействия на ее социально значимые характеристики (правосознание, законопослушность и др.).
коммуникация, виды коммуникаций, значение коммуникаций, образование, научная коммуникация, дистанционный режим