УДК 159.9
В статье отражена актуальная проблема профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования. Автор анализирует содержание понятий «мотивация», «профессиональная мотивация», их значение в деятельности руководителей и педагогов, описывает функции, результаты, раскрывающие некоторые закономерности профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования. Акцентируется внимание на мотивацию как процесс, взаимосвязывающий деятельность руководителя и подчинённого, перечисляется ряд новых требований к педагогам, таких как компетентность, педагогическое мастерство, а также заинтересованность и профессиональная мотивированность, максимальное включение в педагогический процесс и самореализация. Был проведен анализ возможности реализации мотивов педагогов дошкольного образования. Автор представляет краткие результаты выявления ведущих мотивов у педагогов дошкольного образования посредством применения методики «Возможность реализации мотивов» Доминяк В.И., методики диагностики личности на мотивацию к успеху, к избеганию неудач Т. Элерса и математико-статистические методы обработки данных. Автор указывает, что для педагогов дошкольного образования значение реализации мотива «ощущение свободы, самостоятельности в принятии решений» ниже, чем личная значимость. Выявлено, что значение реализации мотива «возможность наиболее полной самореализации» ниже, чем личная значимость. Для большинства педагогов реализация мотива «продвижение и карьерный рост» труднореализуема, а значение реализации мотива «общение с коллегами» ниже, чем личная значимость. На основе проведённого исследования сделаны выводы о значении, факторах, влияющих на профессиональную мотивацию педагогов дошкольного образования. В выводах указывается зависимость позитивного функционирования дошкольной образовательной организации и организации системы мотивации сотрудников.
мотивация, мотив, мотивационная сфера личности, педагог дошкольного образования