УДК 159.99
Современная образовательная среда находится в тесной взаимосвязи с условиями ускоряющегося и технологичного ритма жизни нынешнего общества, что может выступать стрессогенным фактором для всех ее субъектов и прежде всего для обучающихся. Способность учащегося сохранять устойчивое эмоционально-положительное самочувствие является основанием для повышения качества его жизни и эффективности обучения. Соответственно, актуальной психолого-педагогической задачей является поиск ресурсов, позволяющих поддерживать состояние эмоционального благополучия у субъектов образовательной среды. Цель статьи - исследование феномена жизнестойкости как ресурса эмоционального благополучия подростка в образовательной среде. Для достижения поставленной цели рассмотрены и обобщены подходы к определению понятий "эмоциональное благополучие" и "жизнестойкость", а также проведено пилотажное исследование взаимосвязи показателей данных психологических феноменов. В исследовании приняли участие 25 обучающихся в возрасте от 13 до 14 лет. Были использованы следующие методы и методики исследования: метод ранговой корреляции Спирмена, методика С. Мадди «Тест жизнестойкости» в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой, а также методика О. А. Сычева «Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников». В результате проведенного исследования было установлено, что подростки, обладающие высоким показателем жизнестойкости, эффективно преодолевают стрессовые ситуации внутри образовательной среды, быстро справляются с негативным эмоциональным фоном и стабилизируют свое эмоциональное состояние.
подростки, жизнестойкость, эмоциональное благополучие, ресурсы эмоционального благополучия подростка, образовательная среда