УДК 159.9
В данной статье рассматриваются виды психологического воздействия при совершении мошенничества в условиях цифровизации экономики. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что усложнение структуры финансового рын-ка и развитие системы электронных платежей привели к модернизации различных видов мошеннических схем и росту количества регистрируемых преступлений в сфере информационных технологий. Это связано с использованием технологических возможностей компьютерных систем для получения незаконной информации, возможностью сокрытия всех улик и сохранения анонимности в сети Интернет. В статье отмечено, что убытки от мошеннической деятельности имеют как финансовое про-явление, так и социально-психологическое, включающее в себя ощущение разочарования, несправедливости, стресс. В результате анализа было выявлено, что данный вид обмана имеет две составляющие: технологическую и психологическую, которая воз-действует на значимые элементы мотивации потенциальной жертвы и побуждает ее к совершению действий в интересах мошенников. К ним относятся стремление к получению прибыли («гарантированный доход – 200%»), желание бесплатно или со значительной скидкой получить некоторые платные услуги и товары (неполучения оплаченного товара из online-магазинов), отзывчивость и жалость (мнимый сбор средств для приюта, помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию), страх («ваша карта заблокирована»). Стоит отметить, что на фоне высокого уровня тревожности наиболее часто влиянию мошенников поддаются люди старше-го поколения, не всегда критически оценивающие ситуацию. На основании результатов исследования были предложены меры по борьбе с данным видом преступлений, включающие в себя как развитие национального и международного законодатель-ства, так и проведение информационно-просветительской деятельности об угрозе со стороны мошенников, действующих в сети Интернет.
информационные технологии, психологические аспекты, мошенничество, интернет-махинации, убеждение, криминальное манипулирование