УДК 159.99
В статье представлено описание методик, процедуры и результатов экспериментальной работы по выявлению особенностей психологической защиты у детей старшего дошкольного возраста. Для решения задач эксперимента были отобраны диагностические методики «Послушай историю» и «Человек под дождём». Методика «Послушай историю» представляет собой беседу с детьми и обсуждение историй, которые отражают поведение детей, соответствующего тому или иному виду психологической защиты. Выбор ребёнком конкретной истории (в трёх сериях эксперимента) соответствует склонности к тому или иному виду психологической защиты. Методика «Человек под дождём» представляет собой проективное рисование человека и человека под до-ждём, сравнение которых по конкретным параметрам (экспозиция, размер, движение, дополнительные детали) позволяет определить вид и особенности психологической защиты. Результаты методики «Послушай историю» показали преобладание у детей старшего дошкольного возраста таких видов психологической защиты как компенсация, замещение, проекция и вытеснение. В меньшей степени дети выбирают такие виды защиты как сублимация, регрессия, рационализация и идентификация. Результаты методики «Человек под дождём» выявили, что большинство детей демонстрируют попытку убежать, избежать неприятных и проблемных ситуаций, небольшой процент не нуждается в психологической защите, но нуждается в поддержке со стороны родителей и близких людей. В процессе эксперимента нами установлено, что развитие самосознания и социализация ребёнка в старшем дошкольном возрасте сопровождаются формированием психологической защиты, которая помогает ребёнку адаптироваться данному процессу, сохранить дошкольнику позитивное мнение о себе, удовлетворить потреб-ность в безопасности и защищенности, любви и принятии, социальном одобрении, повысить самооценку и самоуважение. Первичные виды психологических защит, та-кие как регрессия и проекция постепенно перерастают к старшему дошкольному возрасту в компенсацию, замещению и вытеснению. Наше исследование подтверждает исследование психологов, выявивших компенсацию как один из видов психологической защиты. Мы также подтвердили точку зрения психологов о меньшем употреблении в старшем дошкольном возрасте сублимации, регрессии, рационализации, отрицания и идентификации.
психологическая защита, особенности, дети старшего дошкольного возраста