Развитие самоконтроля за произношением у дошкольников с дизартрией средствами театрализованной деятельности
УДК 376.37
В статье рассматривается проблема развития самоконтроля за произношением с дизартрией средствами театрализованной деятельности. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена увеличением числа детей с речевой патологией. Ав-тор указывает на особенности первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта при дизартрии. Вторичные нарушения проявляются в недостатках развития высших психических функций, значительных трудностях формирования саморегуляции, самоконтроля общей произвольной деятельности и самоконтроля речевой деятельности, что затрудняет коррекцию первичных нарушений. Автор указывает на то, что коррекционная работа должна быть направлена не только на преодоление речевых нарушений, но и на формирование самоконтроля общей произвольной и речевой деятельности.
Целью исследования являлось определение возможности для развития само-контроля произношения детьми с дизартрией средствами театрализованной деятельности. По результатам констатирующего эксперимента выявлено 42% до-школьников со средним уровнем и 58% детей с низким уровнем развития само-контроля за произношением. Для детей со средним уровнем развития самоконтроля характерны невыраженные недостатки общей произвольной деятельности, проявляющиеся в трудностях опознания, поверхностном анализе воспринимаемой речи, последующем удержании вербального эталона в памяти. Дети с низким уровнем по-казали недостатки зрительного и слухового внимания, сосредоточения детей на ин-струкции, снижение интереса при возникновении трудностей, соскальзывание внимания с вербальной инструкции.
Обучающийся 1 курса направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина».
Маркова Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина».
Ракина И.В. Развитие самоконтроля за произношением у дошкольников с дизартрией средствами театрализованной деятельности
//Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития».
2021. № 1 (18).
С. 16-23.
URL: http://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2021/2021-01-16.pdf (дата обращения 24.11.2024)