УДК 159.99
В статье представлено описание задач экспериментальной работы по организации и описанию формирующей работы с семьёй по коррекции характеристик родите-лей, оказывающих влияние на учебную мотивацию первоклассников. Авторами представлены исследования, в которых отмечается, что проблема учебной мотивации и влияния семьи на данный вид мотивации является наиболее значимой, особенно на этапе поступления ребёнка в школу. Для того, чтобы у первоклассника был сформирован истинный познавательный мотив учебной деятельности необходимо соответствующее положительное отношение родителей к ребёнку в период обучения в первом классе. Для решения первой задачи исследования была использована методика Н.Ц. Бадмаевой, с помощью которой на начало обучения у большинства первоклассников в меньшей степени выявлены учебно-познавательные мотивы, а у большинства младших школьников – мотивы аффилиации и достижения успеха. Применение опросника А.Я. Варга, В.В. Столин позволили выявить у большинства опрошенных родителей наличие таких типов родительского отношения, как «маленький неудачник», «авторитарная гиперсоциализация», которые в некоторой степени снижают желание и интерес к учебной деятельности как основных элементов учебной мотивации у их детей-первоклассников. В статье описаны элементы работы психолога с родителями, включающие методы и формы, направленные на коррекцию когнитивных, эмоциональных, поведенческих характеристик родителей первоклассников, с применением различных форм обучения родителей: лекций, консультаций, тренинговых упражнений. Когнитивный компонент включал проведение лекций для родителей, содержание которых было направлено на формирование представлений об учебной мотивации, её значении, особенностях проявления, негативных моментах, роли родителей в её стимулировании. Работа по коррекции эмоционального компонента проводилась посредством группового тренинга по развитию у родителей позитивного эмоционального отношения к проблемам ребёнка, умения проявлять эмпатию и рефлексию в период адаптации к учебной деятельности. Поведенческий компонент упражнения по оптимизации, улучшению и изменению стиля воспитания и типа родительского отношения по решению школьных проблем. Измерение учебной мотивации первоклассников на конец обучения в первом классе показало повышение учебно-познавательного мотива школьников.
характеристики родителей, учебная мотивация, первоклассники, влияние семьи, характеристики семьи