Осина Юлия Игоревна

Влияние семьи на формирование учебной мотивации первоклассников

УДК 159.99

В статье представлено описание трёх этапов экспериментальной работы по исследованию, влияния семьи на формирование учебной мотивации первоклассников на начало и конец учебного года. На начало учебного года по методике Н.Ц. Бадмаевой, у большинства первоклассников выявлены мотивы аффилиации, учебно-познавательные мотивы в меньшей степени, а также мотивы благополучия и достижения успеха, по методике Н. Лускановой преобладающим является положительное отношение к школе, у меньшего количества испытуемых – хорошая школьная мотивация и негативные уровни учебной мотивации. Результаты использования опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) выявили наличие у большинства опрошенных родителей «маленький неудачник», «авторитарная гиперсоциализация», по методике «Мера заботы» (И.М. Марковская) у большинства испытуемых родителей обнаружен тип децентристской семьи. Выявлена положительная прямая корреляционная взаимосвязь между типами родительских отношений, уровнями меры заботы родителей и учебной мотивацией первоклассников на начальный период обучения в первом классе. Для решения проблемы нашего исследования была организована работа с родителями по коррекции трёх компонентов семейного воспитания – когнитивного, эмоционального, поведенческого с применением различных форм обучения родителей, с использованием лекций, консультаций, тренинговых упражнений. Измерение влияния типов родительских отношений и меры родительской заботы на учебную мотивацию первоклассников на конец обучения в первом классе показало сохранение взаимосвязей между типами детско-родительских отношений и отсутствие взаимосвязей между типами родительской заботы и мотивацией учебной деятельности.


Осина Юлия Игоревна

Магистрант кафедры психологии и психофизиологии ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина»

gurova.yu1@yandex.ru

 Елец

Научный руководитель:

Пронина Анжелика Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»

-

 Елец

Библиографическая справка

Осина Ю.И. Влияние семьи на формирование учебной мотивации первоклассников //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2020. № 3 (16). С. 11-21. URL: http://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2020/2020-03-11.pdf (дата обращения 03.12.2024)
Наверх