УДК 159.99
В статье представлено описание трёх этапов экспериментальной работы по исследованию, влияния семьи на формирование учебной мотивации первоклассников на начало и конец учебного года. На начало учебного года по методике Н.Ц. Бадмаевой, у большинства первоклассников выявлены мотивы аффилиации, учебно-познавательные мотивы в меньшей степени, а также мотивы благополучия и достижения успеха, по методике Н. Лускановой преобладающим является положительное отношение к школе, у меньшего количества испытуемых – хорошая школьная мотивация и негативные уровни учебной мотивации. Результаты использования опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) выявили наличие у большинства опрошенных родителей «маленький неудачник», «авторитарная гиперсоциализация», по методике «Мера заботы» (И.М. Марковская) у большинства испытуемых родителей обнаружен тип децентристской семьи. Выявлена положительная прямая корреляционная взаимосвязь между типами родительских отношений, уровнями меры заботы родителей и учебной мотивацией первоклассников на начальный период обучения в первом классе. Для решения проблемы нашего исследования была организована работа с родителями по коррекции трёх компонентов семейного воспитания – когнитивного, эмоционального, поведенческого с применением различных форм обучения родителей, с использованием лекций, консультаций, тренинговых упражнений. Измерение влияния типов родительских отношений и меры родительской заботы на учебную мотивацию первоклассников на конец обучения в первом классе показало сохранение взаимосвязей между типами детско-родительских отношений и отсутствие взаимосвязей между типами родительской заботы и мотивацией учебной деятельности.
учебная мотивация, семья, первоклассники, влияние семьи, характеристики семьи