УДК 159.99
В данной статье рассматривается такое понятие, как социальный интеллект и изучается взаимосвязь его уровня с развитием социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Авторами представлены различные подходы отечественных и зарубежных ученых к изучению социального интеллекта. В данной статье подчеркивается многогранность данного понятия, а также рассматриваются факторы и благоприятные условия для развития социального интеллекта в дошкольном возрасте. Социальный интеллект понимается авторами как способность человека к управлению собой и пониманию поступков и эмоций других людей. Актуальность темы обусловлена тем, что большая часть детей уже в дошкольном возрасте испытывает дефицит реального общения в силу развития информационных технологий. Целью нашего исследования является изучение особенностей развития социального интеллекта в дошкольном возрасте, как феномена, который помогает успешно усваивать коммуникативные навыки, которые важны любому человеку, находящемуся в социуме. Развитие социального интеллекта не менее важно, чем развитие общего интеллекта. В исследовании принимали участие 30 детей 5-6 лет, воспитанники МБДОУ детский сад № 141 г. Пензы и МБДОУ ЦРР детский сад № 150 г. Пензы. Для диагностики социального интеллекта мы использовали методику Дж. Гилфорда и М. Саливена «Социальный интеллект». По результатам данного теста было выявлено, что социальный интеллект выше в экспериментальной группе, где педагогами и психологами использовалась авторская программа (авторы Чевтаева А.В, Осин Р.В.), направленная на развитие социального интеллекта и коммуникативных навыков.
социальный интеллект, дошкольный возраст, социально-коммуникативное развитие ребёнка, социальное взаимодействие