УДК 372.881.161.1
В статье рассматривается проблема обогащения лексикона младших школьников наименованиями неофициальных символов России на уроках русского языка. Обоснована актуальность исследуемой проблемы, выявлена сущность понятий «лексикон», «неофициальные символы страны». Обращение к данной теме продиктовано необходимостью совершенствования работы по формированию лексикона обучающихся начальной школы новыми группами лексики. Своевременное и целенаправленное обогащение словарного запаса младших школьников новыми для них словами способствует их успешной учебе и коммуникации. Обращение к лексемам, являющимся наименованиями символов России, создает условия для эффективного усвоения первоначальных знаний о России как о стране, о символах нашего государства, о его национальной культуре. Как показал анализ текстового материала учебников по русскому языку для начальной школы по различным учебно-методическим комплектам, авторы стремятся включать в образовательный процесс лексику данной тематики, однако в недостаточном объеме. Задания, содержащие наименования неофициальных символов России, не отличаются разнообразием. Младшие школьники не всегда знают, какие именно наименования входят в этот круг лексики, затрудняются в определении лексического значения указанных лексических единиц, в использовании в речи. В данной статье описаны направления работы по формированию лексикона младших школьников на уроках русского на материале наименований неофициальных символов России. С учетом дидактических принципов расширен круг данной лексики, приведены примеры заданий, которые можно использовать на уроках русского языка с целью введения данных лексических единиц в активный словарный запас обучающихся начальной школы. Предложенные упражнения могут быть использованы учителями-практиками в начальном языковом образовании.
обогащение лексикона, русский язык, лексика, младший школьник, неофициальные символы России