УДК 373.31
В данной статье рассматриваются вопросы организации первичной профориентации младших школьников в контексте изменения образовательной среды в связи с такими вызовами современности, как цифровизация, информатизация общества, увеличение количества структурных изменений и их ускорение. Авторы опираются на точку зрения, согласно которой профориентация школьников – это не создание условий для выбора единственного и окончательного выбора рода деятельности, а формирование мотивации к трудовой деятельности, ценностного отношения к профессиям, готовности включаться в профессиональную деятельность в будущем и реализовывать себя в ней. Актуальность работы обусловлена противоречиями, возникающими между необходимыми результатами профориентационной деятельности в современной начальной школе и средствами, предлагаемыми для их достижения в учебной литературе, рекомендуемой для использования в образовательных учреждениях и доступной широкому кругу школьников и педагогов. Целью работы является поиск форм, методов, средств, способствующих разрешению данного противоречия. Мы раскрываем особенности применения игровых технологий и исследовательских методов обучения для решения указанной проблемы. В данной статье предложены составленные нами готовые решения для выстраивания системной работы по первичной профориентации младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир», других дисциплин, в частности литературного чтения, и внеурочной деятельности, которые, помимо основной рассматриваемой нами цели, способствуют развитию межпредметных связей, универсальных учебных действий по работе с информацией в разных её формах, творческих способностей младших школьников, могут служить средством оптимизации взаимодействия «педагог-ребёнок-родитель». Нами также отмечены некоторые методические особенности их применения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
первичная профориентация, младший школьник, исследовательская деятельность, игровые технологии, профориентационная работа