УДК 159.9
В статье рассмотрен вопрос развития психологической мысли в СССР в период правления И.В. Сталина. В ходе анализа различных исторических источников раскрыты, как положительные, так и отрицательные аспекты формирования советской психологии в 1922-1953 гг. С одной стороны, это время репрессий, данные о жертвах которых приводят как российские, так и зарубежные историки. Это период, когда серьёзно пострадали педологическая наука и психотехника, со стороны власти шли гонения на учёных, которые были как-то связаны с этими отраслями. Психологию могла ожидать такая же участь. В ходе исторического исследования была проанализирована деятельность различных советских учёных, часть из которых успешно выполняли свою работу и смогли добиться определённых успехов даже в таких трудных условиях, а другие не смогли противостоять власти. С другой стороны, в 1922-1953 гг. гуманитарным наукам было уделено большое внимание. Кроме того, несмотря на «железный занавес» международные контакты советских ученых с иностранными психологами не были прекращены, переписки и участие в конференциях продолжались. Приводятся данные о существенных изменениях, которые произошли во время Великой Отечественной войны в психологической науке с учётом нужд фронта, а также об изменениях в отношении к психологии и психологам в данный тяжелый для всей страны период. Кроме того, говорится о роли И.В.Сталина в «Павловской сессии», и о нереализованной идее о том, что психология должна быть заменена физиологией высшей нервной деятельности. Рассматривается проблематика личного отношения И.В. Сталина к психологической науке.
педология, психотехника, репрессии, И.В. Сталин, СССР, советская психология