Комаричева Александра Николаевна

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 376.1

В статье описываются историко-педагогические предпосылки возникновения и развития инклюзии в отечественном образовании: принятие мировым сообществом концепции гуманистического образования и появление международных законодательных актов, определяющих реализацию инклюзии в образовании; переход зарубежных национальных образовательных систем от «медицинской модели» к «модели нормализации» и от нее к «модели включения»; реформирование политической системы России и демократизация общества; повышение общественной активности взрослых-инвалидов и родителей детей-инвалидов по вопросам расширения жизненного пространства людей с особыми образовательными потребностями; стандартизация образования как основа для реализации вариативных образовательных моделей и образовательных программ; – разработка образовательных технологий, способствующих реализации идей инклюзивного образования; развитие технических средств, использование которых способствуют обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях общеобразовательной школы; активизация деятельности общественных организаций по развитию инклюзивного образования в сфере контроля за осуществлением мер по включению международных правовых норм в законодательство России, обеспечению мер поддержки и контроля за соблюдением прав лиц с ограниченными возможностями здоровья Данные предпосылки были выявлены и установлены на основе анализа нормативно-правовых документов в области инклюзивного образования, научных работ по истории развития процессов обучения и воспитания детей инвалидов в различные исторические периоды, публикаций авторов о современных проблемах реализации идеи инклюзии в образовании и путях их решения. В статье сделан вывод о том, что несмотря на то, инклюзивное образование как модель национальной образовательной системы еще не сложилась, несомненно инклюзия выступает одним из стратегических ориентиров развития российского образования и социума в целом.


Комаричева Александра Николаевна

Магистрант кафедры педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

ikar1971@yandex.ru

 Елец

Научный руководитель:

Карпачева Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

-

 Елец

Библиографическая справка

Комаричева С.Ю. Историко-педагогические предпосылки развития инклюзивного образования //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2019. № 4 (13). С. 41-50. URL: http://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2019/2019-04-41.pdf (дата обращения 27.11.2024)
Наверх