УДК 376.1
В статье описываются историко-педагогические предпосылки возникновения и развития инклюзии в отечественном образовании: принятие мировым сообществом концепции гуманистического образования и появление международных законодательных актов, определяющих реализацию инклюзии в образовании; переход зарубежных национальных образовательных систем от «медицинской модели» к «модели нормализации» и от нее к «модели включения»; реформирование политической системы России и демократизация общества; повышение общественной активности взрослых-инвалидов и родителей детей-инвалидов по вопросам расширения жизненного пространства людей с особыми образовательными потребностями; стандартизация образования как основа для реализации вариативных образовательных моделей и образовательных программ; – разработка образовательных технологий, способствующих реализации идей инклюзивного образования; развитие технических средств, использование которых способствуют обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях общеобразовательной школы; активизация деятельности общественных организаций по развитию инклюзивного образования в сфере контроля за осуществлением мер по включению международных правовых норм в законодательство России, обеспечению мер поддержки и контроля за соблюдением прав лиц с ограниченными возможностями здоровья Данные предпосылки были выявлены и установлены на основе анализа нормативно-правовых документов в области инклюзивного образования, научных работ по истории развития процессов обучения и воспитания детей инвалидов в различные исторические периоды, публикаций авторов о современных проблемах реализации идеи инклюзии в образовании и путях их решения. В статье сделан вывод о том, что несмотря на то, инклюзивное образование как модель национальной образовательной системы еще не сложилась, несомненно инклюзия выступает одним из стратегических ориентиров развития российского образования и социума в целом.
инклюзия, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, историко-педагогические предпосылки